Слайдер для уроков
Succinct - обрезание текста
Онлайн-Курсы
Абонементы
Детские
Крафт
Digital
Блог
Преподаватели
Войти
Avatar

8 800 505-00-85,+7 495 109-0-600

Switch to: eng / de
  • Войти
    • Мой профиль
    • Настройки
    • Выход
Москва Санкт-Петербург

8 800 505-00-85, +7 495 109-0-600

Switch to eng
  • Войти
  • Обучение  Обучение 
    • Онлайн-курсы
    • Детские курсы
    • Курсы навсегда
    • Крафт
    • Подарочные сертификаты
  • Школа Школа 
    • NEW Digital-курсы
    • Преподаватели
    • Детская Художественная школа
  • Сообщеcтво  Сообщеcтво 
    • Работы учеников
    • Заказы
    • Блог
  • Войти
    • Мой профиль
    • Выход
  • Онлайн-курсы
  • Сборники
  • Детские
  • Крафт
  • Digital
  • Блог
  • Преподаватели
  • Подарочные сертификаты
Блог школы рисования

Палитра эмоций Натальи Дюковой

интервью Наталья Дюкова Рабочее место

«Не бояться того,
что огнем внутри горит!»

Наталья Дюкова о любимой технике, открытии себя,

живописи как терапии, море эмоций и творчестве «наизнанку»

Наталья Дюкова была первой из тех, кто сменил статус ученицы Школы на звание преподавателя. В 2014 году она пришла на акварельный курс Вероники Калачевой, а уже в 2015 стала вести «живые» мастер-классы и курсы в студиях Школы, а также проверять работы учеников на онлайн-курсе Вероники «Акварель для начинающих.


Так что, причин для большого интервью с того времени накопилось очень много! А сейчас появился отличный для этого повод — в ноябре выходит большой и серьезный онлайн-курс Натальи Дюковой «Акварель по-сырому».


Получился разговор о том, как Наталья преподает свою любимую технику, изучает и открывает себя для себя и других, о том, что из ее эмоций так и остается «на палитре», что она думает о милых картинках в интернете и какие материалы для рисования предпочитает.

Обычная история

— Ты всегда хотела быть художницей или просто «так сложилось»?

— Мы с сестрой рисовали с самого детства и родители всегда это поощряли в нас.


На самом деле я мечтала стать дизайнером или фотографом. И я даже работала фотографом, снимала свадьбы, но у меня было всегда такое чувство внутреннее, что я могу что-то больше — рисовать и самой интерпретировать реальность.


Когда я училась в МГТУ имени Косыгина — мы рисовали очень много — у меня было огромное желание научиться рисовать так, чтобы я была сама собой довольна. Институт отбивает желание рисовать, к сожалению. Об удовольствии речи и не шло...

— В чем проблема по-твоему? Многие говорят о том, что институт отбивает желание заниматься творчеством.

— В преподавателях, которые не поддерживают и вообще не говорят, как рисовать, а только критикуют. В устаревших методиках, которые никак не соответствовали современным. 


Подход к акварели, например, я бы назвала «акварель как грязь». Не учили никаким законам, просто рисуйте как-нибудь. И почему-то все рисовали очень темные работы. Не было никакой легкости, черный цвет в тенях — ужас!


Я помню, одна девушка, которая до этого училась в другом месте, принесла свои работы такие яркие и сочные... Я не понимала, как можно так чисто и прозрачно работать акварелью. И когда я увидела акварели Вероники Калачевой, во мне это сразу же откликнулось.

— Расскажи подробнее о том, как попала в Школу, как стала преподавать в итоге.

— В 2014 году мне надоела фотография и я решила посвятить себя только рисованию. Когда я увидела работы Вероники, я поняла, что это то, о чем я вообще всю жизнь мечтала, и в тот момент как раз открылись ее живые курсы. Я попала на второй поток «Акварели для начинающих».


У Вероники было все очень четко структурировано, она очень поддерживала и критиковала только по-существу. Меня это так затянуло! Я прошла еще несколько курсов по фешн-иллюстрации, композиции, по графике...


Овладела какими-то техниками, стала рисовать, рисовать, рисовать, прямо заболела этим. Рисовала каждый день. Не выходила из дома без скетчбука. Вспоминаю, и это мне кажется таким необычным. Сейчас я уже не такой сумасшедший художник.


А потом меня просто пригласили преподавать в Школу.

Первый курс

— Уметь рисовать и уметь учить — разные вещи. Сложно было сменить «квалификацию»?

— Естественно, я волновалась. Готовилась к первому потоку, программу составляла. Вот как раз нашла скетчбуки, в которых методику прорабытывала — в них видно движение мысли.

Именно в этот курс «новорожденному» преподавателю хотелось вложить всю возможную информацию. Казалось, что чем больше курс будет наполнен и фактурами, и приемами, и всем-всем-всем, тем он будет интересней и полезней для людей.


Но когда Наталья провела первый поток, то поняла — что-то не то. Информации оказалось слишком много, это было видно по реакции учеников. И в последующих потоках пришлось убрать что-то явно лишнее.

— Я поняла, что лучше научить тому, что можно использовать вот прям сразу же. И еще я поняла, что важно дать людям не столько знания, сколько настроение, удовольствие, чтобы они пришли и отдохнули, и чтобы у всех все получалось.


— Каждый раз получается настроение создавать?

— Когда я прихожу на занятие, я чувствую какую-то поддержку от людей, обратную связь и от этого всегда настроение поднимается очень сильно. Плюс — ответственность. Нельзя наделять людей своим ужасным настроением, когда они пришли на занятие. Это просто безответственно.

От преподавателя с любовью

— У тебя были какие-то сложности, трудности, когда ты понимала, например, что не можешь вот этого ученика чему-то научить?

— Если и были «тяжелые», как мне казалось, группы, то дело не в людях. Во мне.


В 2015 году я начала проверять онлайн-курсы по акварели, это требовало и сил, и времени. Случалось, что на живые занятия приходила уставшая, а люди это чувствуют. Они чувствуют насколько уверен, заряжен и весел преподаватель. Тем более в акварели в цвете все это передается.


К тому же на живых курсах я давала какие-то сюжеты и техники, которые мне не близки.

И тогда я уже точно поняла, что моё — это «по-сырому». 

Для себя я рисовала только в этой технике.

Получалось такое разделение моего собственного творчества и преподавания. Я не чувствовала ни взаимодействия, ни контакта, ни правильного обмена на уроках…

И тут «вселенная ответила» снова — Наталье предложили вести авторский курс в Школе именно по «сырым» техникам. Это было в 2017 году. С того момента началась её абсолютная любовь к преподаванию.

— Сейчас я готовлюсь к занятиям с гораздо большим вдохновением. Я чувствую, что это по-настоящему «мое», индивидуальное, что я наполняю тем, что мне самой нравится. Это очень интересно. А потом отслеживаю, как на это реагируют люди, насколько это им нравится, или не нравится.


Я стараюсь на каждый курс подбирать новые сюжеты, не рисовать из раза в раз одно и тоже. Так и мне интереснее, и ученикам — одна девушка даже три раза подряд приходила. Так приятно!


Еще придумала давать домашние задания в формате видео. Удобно и экономит время на живых уроках — записала один раз и отсылаю ученикам.

Воды акварели!

— Техника «по-сырому» больше для продвинутых или всем подходит?

— С одной стороны, нужно хорошо чувствовать акварель, баланс воды и краски. Совсем новичкам это сложно. Человеку, который вообще не знаком с акварелью, нужно думать о цвете, о свете, о других базовых моментах.


А с другой стороны — и для меня это стало открытием — у всех все получается! Просто потому, что работа как-то сама собой рисуется. Ну, конечно, после того, как какие-то базовые приемы «по-сырому» ученик освоил.

— Пожалуй, в этой технике ученик как раз не копирует преподавателя, а что-то свое привносит в работу...

— Да! Мы, конечно же, рисуем на занятиях определенную картинку. Я разбираю там все: цветовое решение, композицию, делаем эскиз. Потом показываю, как рисовать работу, и каждый рисует сам. Нельзя сказать, что ученики копируют. Они просто повторяют последовательность действий, но делают так, как сами чувствуют и хотят. И я никогда не говорю кому-то, что это не правильно. Человек сам решает, что лучше в его работе.

Можно сказать, что эта техника выбрала меня сама.

Мне очень нравится сам процесс. Мне нравится, как оно все растекается!


Мной движет интерес прежде всего: а что будет, если я так поверну, а что будет, если я добавлю столько краск, а воды...
«По-сырому» — это всегда в какой-то степени эксперимент.


		
		<p>
		С этого рисунка началась любовь Натальи к сырой технике. </p><p>Она нарисовала ее во время подготовки к первому живому курсу для начинающих  </p><p>и поняла: «Вот оно!»</p>

С этого рисунка началась любовь Натальи к сырой технике. 

Она нарисовала ее во время подготовки к первому живому курсу для начинающих  

и поняла: «Вот оно!»

Творческая эволюция

— Расскажи о своем творческом методе: как к тебе приходят образы, идеи, как строится работа над рисунком?

— Это эволюционный процесс. Сначала я рисовала просто с обычных фотографий, которые находила в интернете. Мне понравилось — я нарисовала и все. Вообще не заморачивалась.


Потом стала компоновать рисунок из элементов нескольких фотографий. Не хотелось рисовать то, что уже есть. Мне хотелось создать что-то новое.


Я старалась делать сама фотографии в путешествиях. Не знаю, почему, но они меня не вдохновляют. Привожу кучу фотографий из поездок, но мне ничего не нравится в итоге.

— Ты очень часто рисуешь море...

— Да, был период, и все как-то решили, что я спец по морю. Хотя сейчас мне больше нравится рисовать огонь...


Есть определение темы и сюжеты, которые для меня что-то значат лично. Море — это моя определенная эмоция, так же, как и огонь. 


Большая часть моих рисунков — арт-терапевтические. Работы «для себя», я их не выкладываю никуда.

— Когда я рисую по-сырому, больше бессознательное выплескивается, потому что все растекается и нет времени думать, как точно провести линию, я делаю это интуитивно. Из этого что-то интересное получается.


И я заметила, что почти в каждой работе я рисую одни и те же образы, элементы. 


Ну а если говорить про развитие творческого метода, я исхожу больше от образа, который возникает в голове. И уже под него я ищу какие-то фото, сама фотографирую: руки, себя...


Экспериментирую. Сейчас пробую рисовать левой рукой.

— Расскажи про рисование левой рукой. Что это за история?

— Есть такая психологическая методика — писать вопрос правой рукой, а левой писать ответ. Что-то типа игры, когда ты в каком-то тупике находишься. Так можно ответ интересный получить.


И я решила так поиграть с собой. Начала рисовать левой рукой и почувствовала, что в этом что-то есть.


Стала много рисовать своих автопортретов левой рукой, что бы что-то там в себе обнаружить, кто я вообще такая. Что я за человек? До какого-то времени я себя не знала, как оказалось.

— Интересный способ самопознания...
— Да, интересно, как мы себя сами видим. А если левой рукой рисовать, там вообще очень много неожиданного открывается.


Когда я рисую себя левой рукой, замечаю, что похожа на кого-то; что рисую как будто не себя. Похожа на кого-то из своих родственников: на бабушку, на папу. То есть я в жизни себя вижу одним образом, а в рисунках начинаю видеть иначе. Это необычно.

Откровенно закрытая

— Если есть проблемы, мне плохо, душевная боль — я начинаю рисовать левой рукой, а потом анализирую, как и что, разбирать эти образы.


Никому не показываю такие работы. Это очень личные моменты . Может быть когда-то об этом расскажу людям, покажу, но пока не готова. Это как душу наизнанку вывернуть.

— Но художник затем и рисует, чтобы «наизнанку», разве нет?

— Одно дело рисовать для людей, что можешь показать, а другое дело рисовать для себя, для собственного понимания себя. И это вообще не красиво. Это и нарисовано некрасиво, и образы слишком откровенные, очень эмоционально-сексуально все. Показывать не хочется, пока, по крайней мере. Эти рисунки я храню для собственного анализа.

— Тут, мне кажется, всегда есть баланс какой-то. В рисунках себя показываешь с той или иной долей открытости. Кто-то может раскрыть все свои стороны полностью, кто-то пока закрывается...

— Да, баланс, пожалуй, есть. Я иногда вывешиваю на стену эти рисунки, анализирую — и у меня все складывается: «Ага, тогда я вот так чувствовала, и вот почему».


Я не понимаю, зачем это людям показывать. Если бы я методику какую-то под это подвела психотерапевтическую, открыла, как это использовать — тогда другое дело.

— А в тех работах, что ты выкладываешь, та сторона как-то выливается?

— Конечно! Только не так явно. Я контролирую и беру только то, что хочу и могу открыть. Ну а без той части себя все равно никуда, это же я.

Мне вообще близка эта тема экстремальной откровенности, когда можно вот прямо взять все и показать. Но это определенная развитость личности, которой я пока не обладаю, видимо.

— Oтсутствие страха, а что обо мне подумают...

— Да! Страх чужого мнения, для меня — очень больная тема.


— А почему ты боишься? Ты в себе не уверена?

— Да, наверное, оттуда и идет. Я с этим разбираюсь, но пока не обладаю такой степенью уверенности и независимости от мнения других. Пока нет, но все впереди, я так думаю.

— Ты ждешь похвалы, ждешь что скажут: «О, как круто!».

— К сожалению, да. Мне кажется, все этого ждут, если что-то выкладывают в тот же Инстаграм.


— В процессе рисования думаешь: «Сделаю вот так, потому что это клево и в тренде и побольше лайков получу»?

— Когда рисую, мне вообще не до того, чтобы думать об этом. Мне бы образы из головы на бумагу перенести :) И когда я хочу что-то выложить, у меня обычно очень много сомнений.

Свое любимое

— Расскажи о своих любимых работах, о тех, которые дороги для тебя по каким-то причинам.

— Мне несколько сейчас особенно нравятся. Вот эта с городом. Часто бывает, когда начинаешь рисовать, думаешь, что ничего не получится. Просто пробуешь.

Когда я нарисовала эту работу, вообще не поверила, что я ее смогла нарисовать. У меня больше не получается так круто рисовать города

— Отличная цветовая гамма. Удалось прочувствовать и передать атмосферу азиатского города.

— Да, здесь такое необычное небо еще получилось. Какого-то зеленого цвета, здорово смотрится, плюс красный цвет в качестве контраста. Соотношение этих пятен очень гармонично.


Еще удался интересный темный цвет. С темными цветами часто начинаются проблемы. Они легко превращаются в грязь. В этой работе я этого избежала: добавила более ярких синеватых акцентов, и в целом удачно все сложилось в плане темных цветов.

Еще вот эта работа мне кажется очень стильной. Я очень люблю совмещение четких и расплывчатых элементов.

Рисовала ее очень интенсивно, как и все в общем-то. Техника очень быстрая, приходится следить за всем сразу. Здесь я сначала нарисовала губы, лицо. Залила это все, потом начала делать вторую теневую часть лица, сразу же фон, и сразу же дым. Нужно быть сконцентрированным, внимательным потому, что надо успеть все делать практически одновременно. 

Открытие чувств

— Вот эта работа и мне очень нравится. Такая метафора прикосновения к сокровенному, к сердцу другого человека. И руки как будто задумались, что дальше делать. Можно этот плод нарезать, в холодильник положить, а можно аккуратно в руки взять и любоваться... Момент чувственный очень.

— Прикосновение к сердцу? (смеется) Ну, может быть...


Тут дело вот в чем. Почему я стала изучать себя, свои автопортреты, Потому что многих своих чувств я очень боюсь. Гнева, например. До сих пор боюсь что-то подобное проявлять. Но я с этим работаю.

Мне очень важно было быть хорошей для всех. И из-за этого все чувства, которые во мне бурлят, они закрыты. Но ведь в этом гневе, в негативе тоже очень большой ресурс есть!

Так вот, эта работа как раз про то, что можно ощутить свои чувства, понять их, принять.

Перестать бояться того, что прямо огнем горит в тебе!

Для меня рисунок этот больше про чувственность, ты правильно заметил.


Последнее время стараюсь больше выкладывать того, что раньше никому бы не показала. Это такая практика для меня.


Я всю жизнь жила с какими-то чувствами закрытыми, мыслями, эмоциями... Мне кажется, что нужно избавляться от этого страха, от этой неуверенности.


Людям интересна эта открытость, что-то настоящее: чувства, мысли, откровенности. Вот это ценно, а не просто красивости и милота. В интернете сейчас много красивеньких картинок, мне кажется, часто за ними художник прячет себя настоящего — прячет от людей, а возможно и от самого себя.

Часто слуается, что художники находят «свою» тему, приемы и сидят на них годами. Зачем? Я хочу развиваться и пробовать новое.


Так что «по-сырому» — это тоже этап. Скоро буду масляную живопись осваивать! Вот только мастерскую нужно найти.

Кисти, краски, бумага...

— Раз зашла речь о мастерской... Как сейчас твое рабочее место организовано? Каков идеал рабочего места для тебя?

— Знаешь, я не могу сказать, что сейчас все так уж далеко от идеала. Единственное, чего мне не хватает сейчас — пространство. В комнате, где и живешь, и работаешь — это проблема.


А то, как сейчас у меня все организовано, мне нравится. Только нужно места раза в четыре побольше.


Вот этот стеллаж для работ мне делали на заказ. Полки высотой под разные форматы, удобно раскладывать. Но опять же, так как я сейчас рисую чаще на больших форматах и планирую еще писать маслом, то и полки побольше нужны.

Акварель покупаю только в тюбиках. Храню в разных коробках, отсортированные по тону: теплые, холодные синие... зеленых оттенков у меня мало.

Самое примечательное — это мой мольберт. Его можно наклонять под разными углами, планшет можно закрепить ровно, чтобы вода не стекала никуда.


На деревянный планшет кладу пластиковый лист, закрепляю все, и уже на него — лист бумаги, смоченный водой. Таким образом, лист держится, его не коробит, так как пластик воду не впитывает. Лист как бы прилипает к нему.

Сижу я на высоком стуле, чтобы сверху видеть работу. Раньше рисовала стоя, но это очень сложно. Свет искусственный использую, когда нужно. Обычные холодные лампы.

— Что с кистями?

— Кисти предпочитаю с искусственным ворсом. Просто нравятся, никак не связано с гринписовскими наклонностями. Натуральный ворс вбирает очень много воды, а в моей технике и так ее достаточно. Чем более жесткий ворс, тем легче контролировать баланс воды и краски.


Как-то я очень легко кисти теряю кисти, которые становятся мне очень дороги. Поэтому стараюсь без «любимчиков» обходиться.

Эту кисть очень люблю. Я ее купила из-за того, что она мне просто понравилась. Синяя ручка, необычно.  Сейчас я ее использую больше всего, потому что у нее очень жесткий ворс. Такими кистями в общем-то не принято рисовать акварелью, но мне именно такие и подходят. Ими можно даже в мокрой технике делать какие то фактурные мазки.

— С твоей техникой, наверное, реки акварели утекают на одну работу...

— Да, я заливаю просто неимоверное количество краски, особенно в темных местах. На мой взгляд, самое интересное, когда очень мокрая бумага и на ней как-то так по сумасшедшему растекается краска. Когда краски много, она дает интересные эффекты.


Стараюсь материалы заказывать недорогие. Кисти, краски — это все расходный материал. И можно сейчас найти хорошие вещи в соотношении «цена — качество». У меня нет особо дорогих кистей.


Во что я действительно вкладываю, так это в бумагу. Бумага — важнее всего.

— Какую бумагу предпочитаешь?

— Я люблю Moulin, среднее зерно. На ней круто получаются «мокрые» эффекты, но вот прорисовывать что-то в несколько слоев не получается, первый слой легко снимается и получается грязь.


В этом плане больше Arches мне подходит — на ней можно и прорисовать что-то и мои любимые разводы сделать с заливками.

Двигаться дальше

— Традиционные вопросы: что тебя вдохновляет и какие планы на будущее?

— Стараюсь не стоять на месте ни в прямом, ни в переносном смысле. Путешествую, это вдохновдяет, что не удивительно. 

В 2018 году у Натальи случилась уникальная поездка в Шотландию, где почти месяц она жила на маяке Sumburgh Head и рисовала. Маяк находится на Шетландских островах, недалеко от города Леруик. Такие поездки для художников устраивает специальная организация. Наталья написала им два года назад и дождалась своей очереди в 2018 году.

— Очень люблю северное море, эту бирюзу. И вот я увидела наконец это море вживую. Жила и рисовала на маяке в полном одиночестве. Иногда было грустно, много думала о себе и творчестве. Именно там захотелось писать маслом, захотелось пространства и больших форматов.

— В Перу было потрясающее путешествие. Мы ездили туда с сестрой расписывать стены центра, в котором проводятся всякие шаманские церемонии. Сначала делала эскизы в скетчбуке, потом переносили все на стену.


Акварелью совсем не рисовала, не было времени, очень уставали от диет всяких и от расписывания стен. Но было интересно, экзотика. 

— А в моих ближайших планах — Париж. И если учесть, что мои любимые художники — импрессионисты, скорее всего, вернусь с еще большей решимостью писать маслом. Хочу двигаться дальше, открывать новое для себя и открываться самой! 

Что ж, учитывая погруженность Натальи в живопись, скоро вполне можно ждать новых курсов. Будем открывать ее с новых сторон для себя!

*актуальные курсы Натальи Дюковой в Школе рисования

Илья Маркин
Вт 18 Сентября 18:21
14 Нравится

Для того чтобы оставить комментарий —
авторизуйтесь
{"signature":"0369b5c77f4d104a864ebd877b96a370","accountUserId":-1,"values":{"object_type_id":1,"object_id":461529,"max_level":2,"level":1,"page_size":50,"disable_comments":false,"disable_new_comment":false,"edit_mode":false,"group":null,"params":[],"comment_class":"","comment_class_callback":null,"data":[],"level_directions":{"1":"desc"},"level_show_send_button_always":{"1":true},"editable_comments":false,"show_online_user_count":true,"collapsible":false,"object_attributes":[],"level_form_submit_on_enter":{"1":true},"own_user_id":null,"invert_own_user":false,"enable_subscribe":false,"disable_links":false,"window_style":null,"template_owners":[],"use_file_types":false,"use_audio_js_player":false}}
{"signature":"8fe68f8291077cfeb5b90f6331bca00e","accountUserId":-1,"values":{"object_type_id":10,"object_id":27996773,"max_level":2,"level":1,"page_size":50,"disable_comments":false,"disable_new_comment":false,"edit_mode":false,"group":null,"params":[],"comment_class":"","comment_class_callback":null,"data":[],"level_directions":{"1":"desc","2":"asc"},"level_show_send_button_always":{"1":true},"editable_comments":false,"show_online_user_count":true,"collapsible":false,"object_attributes":[],"level_form_submit_on_enter":{"1":false,"2":true},"own_user_id":null,"invert_own_user":false,"enable_subscribe":false,"disable_links":false,"window_style":null,"template_owners":[],"use_file_types":false,"use_audio_js_player":false}}
Лия Рамишвили удалить
Замечательное Интервью❤️НАТАЛЬЯ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ПОТРЯСАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО❤️❤️❤️
или отменить редактирование
Ср 10 Окт 2018 Нравится • Ответить
{"signature":"0369b5c77f4d104a864ebd877b96a370","accountUserId":-1,"values":{"object_type_id":1,"object_id":461529,"max_level":2,"level":1,"page_size":50,"disable_comments":false,"disable_new_comment":false,"edit_mode":false,"group":null,"params":[],"comment_class":"","comment_class_callback":null,"data":[],"level_directions":{"1":"desc"},"level_show_send_button_always":{"1":true},"editable_comments":false,"show_online_user_count":true,"collapsible":false,"object_attributes":[],"level_form_submit_on_enter":{"1":true},"own_user_id":null,"invert_own_user":false,"enable_subscribe":false,"disable_links":false,"window_style":null,"template_owners":[],"use_file_types":false,"use_audio_js_player":false}}
{"signature":"b32a58802f751985fce3c3dfec7c64bb","accountUserId":-1,"values":{"object_type_id":10,"object_id":27050226,"max_level":2,"level":1,"page_size":50,"disable_comments":false,"disable_new_comment":false,"edit_mode":false,"group":null,"params":[],"comment_class":"","comment_class_callback":null,"data":[],"level_directions":{"1":"desc","2":"asc"},"level_show_send_button_always":{"1":true},"editable_comments":false,"show_online_user_count":true,"collapsible":false,"object_attributes":[],"level_form_submit_on_enter":{"1":false,"2":true},"own_user_id":null,"invert_own_user":false,"enable_subscribe":false,"disable_links":false,"window_style":null,"template_owners":[],"use_file_types":false,"use_audio_js_player":false}}
Вера Слабинская удалить
куда приведут нас наши пути..?))
или отменить редактирование
Ср 26 Сен 2018 Нравится • Ответить
{"signature":"0369b5c77f4d104a864ebd877b96a370","accountUserId":-1,"values":{"object_type_id":1,"object_id":461529,"max_level":2,"level":1,"page_size":50,"disable_comments":false,"disable_new_comment":false,"edit_mode":false,"group":null,"params":[],"comment_class":"","comment_class_callback":null,"data":[],"level_directions":{"1":"desc"},"level_show_send_button_always":{"1":true},"editable_comments":false,"show_online_user_count":true,"collapsible":false,"object_attributes":[],"level_form_submit_on_enter":{"1":true},"own_user_id":null,"invert_own_user":false,"enable_subscribe":false,"disable_links":false,"window_style":null,"template_owners":[],"use_file_types":false,"use_audio_js_player":false}}
{"signature":"1018fde36685459319357b61ed5f9dc5","accountUserId":-1,"values":{"object_type_id":10,"object_id":26731810,"max_level":2,"level":1,"page_size":50,"disable_comments":false,"disable_new_comment":false,"edit_mode":false,"group":null,"params":[],"comment_class":"","comment_class_callback":null,"data":[],"level_directions":{"1":"desc","2":"asc"},"level_show_send_button_always":{"1":true},"editable_comments":false,"show_online_user_count":true,"collapsible":false,"object_attributes":[],"level_form_submit_on_enter":{"1":false,"2":true},"own_user_id":null,"invert_own_user":false,"enable_subscribe":false,"disable_links":false,"window_style":null,"template_owners":[],"use_file_types":false,"use_audio_js_player":false}}
Юлия Ахметшина удалить
Такое искреннее, замечательное интервью! Работы Натальи — самые первые, которые я увидела в Школе, именно от них я «загорелась» акварелью
или отменить редактирование
Сб 22 Сен 2018 3 Нравится • Ответить
интервью Наталья Дюкова Рабочее место

Связанные статьи

  • «Акварель по-сырому» — три мини-курса от Натальи Дюковой
  • Рабочее место художника: как избежать ошибок
  • Интервью с Александрой Манькута
  • Бушующий океан — новые акварельные мини-курсы Натальи Дюковой
  • Интервью с Натальей Табатчиковой

‹›