«Не бояться того,
что огнем внутри горит!»
Наталья Дюкова о любимой технике, открытии себя,
живописи как терапии, море эмоций и творчестве «наизнанку»
Наталья Дюкова была первой из тех, кто сменил статус ученицы Школы на звание преподавателя. В 2014 году она пришла на акварельный курс Вероники Калачевой, а уже в 2015 стала вести «живые» мастер-классы и курсы в студиях Школы, а также проверять работы учеников на онлайн-курсе Вероники «Акварель для начинающих.
Так что, причин для большого интервью с того времени накопилось очень много! А сейчас появился отличный для этого повод — в ноябре выходит большой и серьезный онлайн-курс Натальи Дюковой «Акварель по-сырому».
Получился разговор о том, как Наталья преподает свою любимую технику, изучает и открывает себя для себя и других, о том, что из ее эмоций так и остается «на палитре», что она думает о милых картинках в интернете и какие материалы для рисования предпочитает.
Обычная история
— Ты всегда хотела быть художницей или просто «так сложилось»?
— Мы с сестрой рисовали с самого детства и родители всегда это поощряли в нас.
На самом деле я мечтала стать дизайнером или фотографом. И я даже работала фотографом, снимала свадьбы, но у меня было всегда такое чувство внутреннее, что я могу что-то больше — рисовать и самой интерпретировать реальность.
Когда я училась в МГТУ имени Косыгина — мы рисовали очень много — у меня было огромное желание научиться рисовать так, чтобы я была сама собой довольна. Институт отбивает желание рисовать, к сожалению. Об удовольствии речи и не шло...
— В чем проблема по-твоему? Многие говорят о том, что институт отбивает желание заниматься творчеством.
— В преподавателях, которые не поддерживают и вообще не говорят, как рисовать, а только критикуют. В устаревших методиках, которые никак не соответствовали современным.
Подход к акварели, например, я бы назвала «акварель как грязь». Не учили никаким законам, просто рисуйте как-нибудь. И почему-то все рисовали очень темные работы. Не было никакой легкости, черный цвет в тенях — ужас!
Я помню, одна девушка, которая до этого училась в другом месте, принесла свои работы такие яркие и сочные... Я не понимала, как можно так чисто и прозрачно работать акварелью. И когда я увидела акварели Вероники Калачевой, во мне это сразу же откликнулось.
— Расскажи подробнее о том, как попала в Школу, как стала преподавать в итоге.
— В 2014 году мне надоела фотография и я решила посвятить себя только рисованию. Когда я увидела работы Вероники, я поняла, что это то, о чем я вообще всю жизнь мечтала, и в тот момент как раз открылись ее живые курсы. Я попала на второй поток «Акварели для начинающих».
У Вероники было все очень четко структурировано, она очень поддерживала и критиковала только по-существу. Меня это так затянуло! Я прошла еще несколько курсов по фешн-иллюстрации, композиции, по графике...
Овладела какими-то техниками, стала рисовать, рисовать, рисовать, прямо заболела этим. Рисовала каждый день. Не выходила из дома без скетчбука. Вспоминаю, и это мне кажется таким необычным. Сейчас я уже не такой сумасшедший художник.
А потом меня просто пригласили преподавать в Школу.
Первый курс
— Уметь рисовать и уметь учить — разные вещи. Сложно было сменить «квалификацию»?
— Естественно, я волновалась. Готовилась к первому потоку, программу составляла. Вот как раз нашла скетчбуки, в которых методику прорабытывала — в них видно движение мысли.
Именно в этот курс «новорожденному» преподавателю хотелось вложить всю возможную информацию. Казалось, что чем больше курс будет наполнен и фактурами, и приемами, и всем-всем-всем, тем он будет интересней и полезней для людей.
Но когда Наталья провела первый поток, то поняла — что-то не то. Информации оказалось слишком много, это было видно по реакции учеников. И в последующих потоках пришлось убрать что-то явно лишнее.
— Я поняла, что лучше научить тому, что можно использовать вот прям сразу же. И еще я поняла, что важно дать людям не столько знания, сколько настроение, удовольствие, чтобы они пришли и отдохнули, и чтобы у всех все получалось.
— Каждый раз получается настроение создавать?
— Когда я прихожу на занятие, я чувствую какую-то поддержку от людей, обратную связь и от этого всегда настроение поднимается очень сильно. Плюс — ответственность. Нельзя наделять людей своим ужасным настроением, когда они пришли на занятие. Это просто безответственно.
От преподавателя с любовью
— У тебя были какие-то сложности, трудности, когда ты понимала, например, что не можешь вот этого ученика чему-то научить?
— Если и были «тяжелые», как мне казалось, группы, то дело не в людях. Во мне.
В 2015 году я начала проверять онлайн-курсы по акварели, это требовало и сил, и времени. Случалось, что на живые занятия приходила уставшая, а люди это чувствуют. Они чувствуют насколько уверен, заряжен и весел преподаватель. Тем более в акварели в цвете все это передается.
К тому же на живых курсах я давала какие-то сюжеты и техники, которые мне не близки.
И тогда я уже точно поняла, что моё — это «по-сырому».
Для себя я рисовала только в этой технике.
Получалось такое разделение моего собственного творчества и преподавания. Я не чувствовала ни взаимодействия, ни контакта, ни правильного обмена на уроках…
И тут «вселенная ответила» снова — Наталье предложили вести авторский курс в Школе именно по «сырым» техникам. Это было в 2017 году. С того момента началась её абсолютная любовь к преподаванию.
— Сейчас я готовлюсь к занятиям с гораздо большим вдохновением. Я чувствую, что это по-настоящему «мое», индивидуальное, что я наполняю тем, что мне самой нравится. Это очень интересно. А потом отслеживаю, как на это реагируют люди, насколько это им нравится, или не нравится.
Я стараюсь на каждый курс подбирать новые сюжеты, не рисовать из раза в раз одно и тоже. Так и мне интереснее, и ученикам — одна девушка даже три раза подряд приходила. Так приятно!
Еще придумала давать домашние задания в формате видео. Удобно и экономит время на живых уроках — записала один раз и отсылаю ученикам.
Воды акварели!
— Техника «по-сырому» больше для продвинутых или всем подходит?
— С одной стороны, нужно хорошо чувствовать акварель, баланс воды и краски. Совсем новичкам это сложно. Человеку, который вообще не знаком с акварелью, нужно думать о цвете, о свете, о других базовых моментах.
А с другой стороны — и для меня это стало открытием — у всех все получается! Просто потому, что работа как-то сама собой рисуется. Ну, конечно, после того, как какие-то базовые приемы «по-сырому» ученик освоил.
— Пожалуй, в этой технике ученик как раз не копирует преподавателя, а что-то свое привносит в работу...
— Да! Мы, конечно же, рисуем на занятиях определенную картинку. Я разбираю там все: цветовое решение, композицию, делаем эскиз. Потом показываю, как рисовать работу, и каждый рисует сам. Нельзя сказать, что ученики копируют. Они просто повторяют последовательность действий, но делают так, как сами чувствуют и хотят. И я никогда не говорю кому-то, что это не правильно. Человек сам решает, что лучше в его работе.
Можно сказать, что эта техника выбрала меня сама.
Мне очень нравится сам процесс. Мне нравится, как оно все растекается!
Мной движет интерес прежде всего: а что будет, если я так поверну, а что будет, если я добавлю столько краск, а воды...
«По-сырому» — это всегда в какой-то степени эксперимент.
Творческая эволюция
— Расскажи о своем творческом методе: как к тебе приходят образы, идеи, как строится работа над рисунком?
— Это эволюционный процесс. Сначала я рисовала просто с обычных фотографий, которые находила в интернете. Мне понравилось — я нарисовала и все. Вообще не заморачивалась.
Потом стала компоновать рисунок из элементов нескольких фотографий. Не хотелось рисовать то, что уже есть. Мне хотелось создать что-то новое.
Я старалась делать сама фотографии в путешествиях. Не знаю, почему, но они меня не вдохновляют. Привожу кучу фотографий из поездок, но мне ничего не нравится в итоге.
— Ты очень часто рисуешь море...
— Да, был период, и все как-то решили, что я спец по морю. Хотя сейчас мне больше нравится рисовать огонь...
Есть определение темы и сюжеты, которые для меня что-то значат лично. Море — это моя определенная эмоция, так же, как и огонь.
Большая часть моих рисунков — арт-терапевтические. Работы «для себя», я их не выкладываю никуда.
— Когда я рисую по-сырому, больше бессознательное выплескивается, потому что все растекается и нет времени думать, как точно провести линию, я делаю это интуитивно. Из этого что-то интересное получается.
И я заметила, что почти в каждой работе я рисую одни и те же образы, элементы.
Ну а если говорить про развитие творческого метода, я исхожу больше от образа, который возникает в голове. И уже под него я ищу какие-то фото, сама фотографирую: руки, себя...
Экспериментирую. Сейчас пробую рисовать левой рукой.
— Расскажи про рисование левой рукой. Что это за история?
— Есть такая психологическая методика — писать вопрос правой рукой, а левой писать ответ. Что-то типа игры, когда ты в каком-то тупике находишься. Так можно ответ интересный получить.
И я решила так поиграть с собой. Начала рисовать левой рукой и почувствовала, что в этом что-то есть.
Стала много рисовать своих автопортретов левой рукой, что бы что-то там в себе обнаружить, кто я вообще такая. Что я за человек? До какого-то времени я себя не знала, как оказалось.
— Интересный способ самопознания...
— Да, интересно, как мы себя сами видим. А если левой рукой рисовать, там вообще очень много неожиданного открывается.
Когда я рисую себя левой рукой, замечаю, что похожа на кого-то; что рисую как будто не себя. Похожа на кого-то из своих родственников: на бабушку, на папу. То есть я в жизни себя вижу одним образом, а в рисунках начинаю видеть иначе. Это необычно.
Откровенно закрытая
— Если есть проблемы, мне плохо, душевная боль — я начинаю рисовать левой рукой, а потом анализирую, как и что, разбирать эти образы.
Никому не показываю такие работы. Это очень личные моменты . Может быть когда-то об этом расскажу людям, покажу, но пока не готова. Это как душу наизнанку вывернуть.
— Но художник затем и рисует, чтобы «наизнанку», разве нет?
— Одно дело рисовать для людей, что можешь показать, а другое дело рисовать для себя, для собственного понимания себя. И это вообще не красиво. Это и нарисовано некрасиво, и образы слишком откровенные, очень эмоционально-сексуально все. Показывать не хочется, пока, по крайней мере. Эти рисунки я храню для собственного анализа.
— Тут, мне кажется, всегда есть баланс какой-то. В рисунках себя показываешь с той или иной долей открытости. Кто-то может раскрыть все свои стороны полностью, кто-то пока закрывается...
— Да, баланс, пожалуй, есть. Я иногда вывешиваю на стену эти рисунки, анализирую — и у меня все складывается: «Ага, тогда я вот так чувствовала, и вот почему».
Я не понимаю, зачем это людям показывать. Если бы я методику какую-то под это подвела психотерапевтическую, открыла, как это использовать — тогда другое дело.
— А в тех работах, что ты выкладываешь, та сторона как-то выливается?
— Конечно! Только не так явно. Я контролирую и беру только то, что хочу и могу открыть. Ну а без той части себя все равно никуда, это же я.
Мне вообще близка эта тема экстремальной откровенности, когда можно вот прямо взять все и показать. Но это определенная развитость личности, которой я пока не обладаю, видимо.
— Oтсутствие страха, а что обо мне подумают...
— Да! Страх чужого мнения, для меня — очень больная тема.
— А почему ты боишься? Ты в себе не уверена?
— Да, наверное, оттуда и идет. Я с этим разбираюсь, но пока не обладаю такой степенью уверенности и независимости от мнения других. Пока нет, но все впереди, я так думаю.
— Ты ждешь похвалы, ждешь что скажут: «О, как круто!».
— К сожалению, да. Мне кажется, все этого ждут, если что-то выкладывают в тот же Инстаграм.
— В процессе рисования думаешь: «Сделаю вот так, потому что это клево и в тренде и побольше лайков получу»?
— Когда рисую, мне вообще не до того, чтобы думать об этом. Мне бы образы из головы на бумагу перенести :) И когда я хочу что-то выложить, у меня обычно очень много сомнений.
Свое любимое
— Расскажи о своих любимых работах, о тех, которые дороги для тебя по каким-то причинам.
— Мне несколько сейчас особенно нравятся. Вот эта с городом. Часто бывает, когда начинаешь рисовать, думаешь, что ничего не получится. Просто пробуешь.
Когда я нарисовала эту работу, вообще не поверила, что я ее смогла нарисовать. У меня больше не получается так круто рисовать города
— Отличная цветовая гамма. Удалось прочувствовать и передать атмосферу азиатского города.
— Да, здесь такое необычное небо еще получилось. Какого-то зеленого цвета, здорово смотрится, плюс красный цвет в качестве контраста. Соотношение этих пятен очень гармонично.
Еще удался интересный темный цвет. С темными цветами часто начинаются проблемы. Они легко превращаются в грязь. В этой работе я этого избежала: добавила более ярких синеватых акцентов, и в целом удачно все сложилось в плане темных цветов.
Еще вот эта работа мне кажется очень стильной. Я очень люблю совмещение четких и расплывчатых элементов.
Рисовала ее очень интенсивно, как и все в общем-то. Техника очень быстрая, приходится следить за всем сразу. Здесь я сначала нарисовала губы, лицо. Залила это все, потом начала делать вторую теневую часть лица, сразу же фон, и сразу же дым. Нужно быть сконцентрированным, внимательным потому, что надо успеть все делать практически одновременно.
Открытие чувств
— Вот эта работа и мне очень нравится. Такая метафора прикосновения к сокровенному, к сердцу другого человека. И руки как будто задумались, что дальше делать. Можно этот плод нарезать, в холодильник положить, а можно аккуратно в руки взять и любоваться... Момент чувственный очень.
— Прикосновение к сердцу? (смеется) Ну, может быть...
Тут дело вот в чем. Почему я стала изучать себя, свои автопортреты, Потому что многих своих чувств я очень боюсь. Гнева, например. До сих пор боюсь что-то подобное проявлять. Но я с этим работаю.
Мне очень важно было быть хорошей для всех. И из-за этого все чувства, которые во мне бурлят, они закрыты. Но ведь в этом гневе, в негативе тоже очень большой ресурс есть!
Так вот, эта работа как раз про то, что можно ощутить свои чувства, понять их, принять.
Перестать бояться того, что прямо огнем горит в тебе!
Для меня рисунок этот больше про чувственность, ты правильно заметил.
Последнее время стараюсь больше выкладывать того, что раньше никому бы не показала. Это такая практика для меня.
Я всю жизнь жила с какими-то чувствами закрытыми, мыслями, эмоциями... Мне кажется, что нужно избавляться от этого страха, от этой неуверенности.
Людям интересна эта открытость, что-то настоящее: чувства, мысли, откровенности. Вот это ценно, а не просто красивости и милота. В интернете сейчас много красивеньких картинок, мне кажется, часто за ними художник прячет себя настоящего — прячет от людей, а возможно и от самого себя.
Часто слуается, что художники находят «свою» тему, приемы и сидят на них годами. Зачем? Я хочу развиваться и пробовать новое.
Так что «по-сырому» — это тоже этап. Скоро буду масляную живопись осваивать! Вот только мастерскую нужно найти.
Кисти, краски, бумага...
— Раз зашла речь о мастерской... Как сейчас твое рабочее место организовано? Каков идеал рабочего места для тебя?
— Знаешь, я не могу сказать, что сейчас все так уж далеко от идеала. Единственное, чего мне не хватает сейчас — пространство. В комнате, где и живешь, и работаешь — это проблема.
А то, как сейчас у меня все организовано, мне нравится. Только нужно места раза в четыре побольше.
Вот этот стеллаж для работ мне делали на заказ. Полки высотой под разные форматы, удобно раскладывать. Но опять же, так как я сейчас рисую чаще на больших форматах и планирую еще писать маслом, то и полки побольше нужны.
Акварель покупаю только в тюбиках. Храню в разных коробках, отсортированные по тону: теплые, холодные синие... зеленых оттенков у меня мало.
Самое примечательное — это мой мольберт. Его можно наклонять под разными углами, планшет можно закрепить ровно, чтобы вода не стекала никуда.
На деревянный планшет кладу пластиковый лист, закрепляю все, и уже на него — лист бумаги, смоченный водой. Таким образом, лист держится, его не коробит, так как пластик воду не впитывает. Лист как бы прилипает к нему.
Сижу я на высоком стуле, чтобы сверху видеть работу. Раньше рисовала стоя, но это очень сложно. Свет искусственный использую, когда нужно. Обычные холодные лампы.
— Что с кистями?
— Кисти предпочитаю с искусственным ворсом. Просто нравятся, никак не связано с гринписовскими наклонностями. Натуральный ворс вбирает очень много воды, а в моей технике и так ее достаточно. Чем более жесткий ворс, тем легче контролировать баланс воды и краски.
Как-то я очень легко кисти теряю кисти, которые становятся мне очень дороги. Поэтому стараюсь без «любимчиков» обходиться.
Эту кисть очень люблю. Я ее купила из-за того, что она мне просто понравилась. Синяя ручка, необычно. Сейчас я ее использую больше всего, потому что у нее очень жесткий ворс. Такими кистями в общем-то не принято рисовать акварелью, но мне именно такие и подходят. Ими можно даже в мокрой технике делать какие то фактурные мазки.
— С твоей техникой, наверное, реки акварели утекают на одну работу...
— Да, я заливаю просто неимоверное количество краски, особенно в темных местах. На мой взгляд, самое интересное, когда очень мокрая бумага и на ней как-то так по сумасшедшему растекается краска. Когда краски много, она дает интересные эффекты.
Стараюсь материалы заказывать недорогие. Кисти, краски — это все расходный материал. И можно сейчас найти хорошие вещи в соотношении «цена — качество». У меня нет особо дорогих кистей.
Во что я действительно вкладываю, так это в бумагу. Бумага — важнее всего.
— Какую бумагу предпочитаешь?
— Я люблю Moulin, среднее зерно. На ней круто получаются «мокрые» эффекты, но вот прорисовывать что-то в несколько слоев не получается, первый слой легко снимается и получается грязь.
В этом плане больше Arches мне подходит — на ней можно и прорисовать что-то и мои любимые разводы сделать с заливками.
Двигаться дальше
— Традиционные вопросы: что тебя вдохновляет и какие планы на будущее?
— Стараюсь не стоять на месте ни в прямом, ни в переносном смысле. Путешествую, это вдохновдяет, что не удивительно.
В 2018 году у Натальи случилась уникальная поездка в Шотландию, где почти месяц она жила на маяке Sumburgh Head и рисовала. Маяк находится на Шетландских островах, недалеко от города Леруик. Такие поездки для художников устраивает специальная организация. Наталья написала им два года назад и дождалась своей очереди в 2018 году.
— Очень люблю северное море, эту бирюзу. И вот я увидела наконец это море вживую. Жила и рисовала на маяке в полном одиночестве. Иногда было грустно, много думала о себе и творчестве. Именно там захотелось писать маслом, захотелось пространства и больших форматов.
— В Перу было потрясающее путешествие. Мы ездили туда с сестрой расписывать стены центра, в котором проводятся всякие шаманские церемонии. Сначала делала эскизы в скетчбуке, потом переносили все на стену.
Акварелью совсем не рисовала, не было времени, очень уставали от диет всяких и от расписывания стен. Но было интересно, экзотика.
— А в моих ближайших планах — Париж. И если учесть, что мои любимые художники — импрессионисты, скорее всего, вернусь с еще большей решимостью писать маслом. Хочу двигаться дальше, открывать новое для себя и открываться самой!
Что ж, учитывая погруженность Натальи в живопись, скоро вполне можно ждать новых курсов. Будем открывать ее с новых сторон для себя!
*актуальные курсы Натальи Дюковой в Школе рисования
авторизуйтесь