Из финансового менеджмента в городской скетчинг и далее — в современное искусство.
История о том, как может измениться творческий путь (а то и сама жизнь), когда вовремя попадаешь на правильный онлайн-курс, вооружаешься систематическими знаниями, перестаешь бояться и в итоге заявляешь о себе миру: «Я — современный художник».
Ирине Гвоздецкой (Ира Куб — творческий псевдоним) сейчас немногим больше 50 лет.
За последние два года она сумела выйти за рамки привычного для себя образа мыслей
и рисования, перепробовала множество разных техник, сформировала собственный
выразительный язык и сорвала аплодисменты на разборе работ художников с
куратором музея современного искусства «Гараж».
С чего все началось, чем продолжилось и что ждет художницу впереди?
Об этом и поговорили с Ириной при
участии Анны Эгиды, автора курсов по скетчингу в нашей Школе. Ирина училась у
Анны на «Городском скетчинге», продолжает заниматься с ней индивидуально и
называет её своим ментором.
(Работа = дом = работа) + Творчество
Ира Куб: По образованию я учитель биологии на английском языке. Окончила ВУЗ в 1987 году, по специальности проработала всего год. Мне хватило :)
В начале 90-х, когда на нашем рынке только-только стали появляться западные компании и совместные предприятия, я попала в первый офис компании Unilever в Москве.
Сходила на собеседование, а когда доехала до дома, узнала от близких, что мне уже позвонили с предложением выйти на работу. Взяли меня на должность офис-менеджера, и многие мои знакомые считали это тогда «шагом вниз». А я была безумно рада!
Очень быстро из офис-менеджера превратилась в бухгалтера, но долго в Unilever не задержалась и ушла на фриланс. Работала для нескольких фирм.
Аня Эгида: Вообще, это ключевой для тебя момент — ты практически всю жизнь и до сих пор работаешь из дома. Вот тут компьютер, тут холст...
Ира Куб: Да, это очень важно для меня...
В середине 90-х я попала в компанию Korn Ferry, крупнейшее сетевое кадровое агентство. Однако бухгалтерией я уже там не занималась. В 2000 году мне предложили возглавить процесс внедрения SAP (система контроля деятельности предприятия) во всех филиалах компании в Восточной Европе.
Полтора года я провела в бесконечных командировках по Европе и Англии — это был чудовищный стресс. И вот на этом фоне мне «стрельнуло»: ХОЧУ РИСОВАТЬ! Это случилось в 2007 году.
Найти себя
Ира Куб: Между решением и действием у меня всегда минимальный зазор. Все происходит быстро и как бы само собой.
Я начала рисовать. Конечно же, стартовала с традиционных техник. Графика, масло на картонках...
Училась сначала по книгам. С 2009 года занималась в мастерских у разных художников. Начала выставляться и даже получила золотые медали на выставке New York Realism в 2011 году.
*работа «Осенний день» — призер выставки NY Realism
Ира Куб: Знаний, каких-то навыков и опыта накапливалось все больше, но я чувствовала, что всему этому не хватает стройной системы и действительно своего стиля, выразительного языка. Уровень художника-любителя потихоньку мне начал надоедать.
Я человек въедливый. Погружаюсь в дело полностью и хочу разобраться во всем до мелочей. Я начала исследовать свой творческий путь, анализировать, обдумывать, как развиваться дальше.
Аня Эгида: Как сейчас говорят, «послала запрос Вселенной»...
Ира Куб: И ответ пришёл.
В 2016 году я случайно увидела запись вебинара Ани. Она рисовала лондонский пейзаж маркерами. Увидела — и залипла!
Близилось моё пятидесятилетие, и я попросила родных подарить мне онлайн-курс Анны «Городской скетчинг». Звучит избито, но месяц, проведенный на курсе, изменил всё.
Больше, чем скетчинг
Ира Куб: Поначалу жутко волновалась, что не пройду курс в установленные сроки...
Аня Эгида: В итоге сделала все работы за три недели!
Ира Куб: Помню на первых уроках не понимала, зачем мы, как первоклашки, рисуем бесконечные варианты каких-то закорючек, штрихов, точек...
Но чем дальше, тем больше все это наполнялось смыслом.
Я поняла, как важна живая линия, силуэт. Прочувствовала, как соотносить большое и маленькое, темное и светлое, разные фактуры — поняла, что такое ритм в рисунке.
Так как я закончила курс досрочно, то у меня оставалось время на общение с Аней: аналитик встретился с аналитиком :)
Как новообращенный скетчер я начала делать что-то свое. В итоге Аня оценила эти попытки — выложила одну из моих работ у себя в Инстаграм.
Управляемое вдохновение
Ира Куб: Осознанное вдохновение — вот чему учит Аня.
Благодаря курсу выстроилась четкая последовательность действий. Стала ясной система. Система того, как вообще строить свой творческий процесс, чем бы ты ни рисовал.
Именно это и стало для меня переломным моментом. Прорывом даже. Я начала понимать, как организовать своё творчество, какие стили, темы можно попробовать.
Аня Эгида: Это такой структурный процесс — вот есть вдохновение, но им можно управлять и направлять куда угодно. Наполнить им любую тему, любой материал.
И еще у тебя появилась смелость, это сразу стало заметно по работам.
Ира Куб: Да, я перестала бояться ошибок. Что-то не так и не там мазнула, краску пролила — не страшно. Я стала видеть, как это можно исправить, обратить в плюс.
Я почувствовала себя более свободной в творчестве. Отсюда вытекает и следующий логичный запрос — свой собственный стиль, узнаваемый выразительный «язык».
Эксперименты
Аня Эгида: Почти у всех учеников есть страх «рисовать, как преподаватель». Ну, то есть, не найти себя. Хотя у всех практически тут же с начала курса проявляется свое «лицо». И если продолжать рисовать и рисовать, все меняется.
Рано или поздно ты выходишь за рамки «рисую то, что нравится». Это не путь для художника. Нужна своя тема. Свой язык. Узнаваемость. Вот Ира этим и занялась.
Ира Куб: Я долгое время боялась цвета. Даже живописные работы были такие «приглушенные».
И вот я открыла для себя акрил, акриловые маркеры (теперь это мой основной материал), стала потихоньку добавлять цвет в графику.
Параллельно стала изучать современное искусство, повышала свою насмотренность. В этом мне Аня помогала.
Влюбилась в Энди Уорхолла, Яёи Кусаму, Роя Лихтенштейна. Поняла, какая пропасть между их видением цвета и моим. Стала эту пропасть сокращать — экспериментировала с iPad’ом, делала какие-то безумные заливки... В общем, расширяла сознание :)
Как разговаривать кубиками
Ира Куб: Кубики в качестве выразительной «единицы» появились естественно. С малых лет любила конструкторы, наборы «Сделай сам». Так жалко, что в моём советском детстве не было Lego!
Стала рисовать — как бы собирать из кубиков разные объекты, образы. Но единой концепции все еще не было.
Аня Эгида: Кубики стали очень удачной находкой. Нужно было понять, что из них можно «строить». Какие-то абстракции? Так кубики сами по себе абстрактны. Придумывать новые образы, незнакомые зрителю? Тоже не подходит, кубики — это и так новый «язык».
Ира Куб: Так родилась серия «Моя личная коллекция». Я начала «собирать» из кубиков на холстах любимые шедевры живописи.
Сначала появилась «Мона Лиза». По примеру Энди Уорхолла я сделала несколько вариаций с разными цветами. Потом все остальное — Модильяни, Хокусай, Босх...
Это живопись. Сидела прорисовывала все акрилом и маркерами! На мой взгляд это и придает работе ценность — ручная работа, вечные материалы, холст как музейный формат.
В итоге получились произведения искусства в общепризнанном смысле.
Ну и истоки моего творческого псевдонима теперь тоже ясны :)
Время для современного искусства
Ира Куб: Я нарисовала больше 10 работ в этой серии. И опять-таки довольно органично появилась новая цель — я захотела востребованности. Хотела попасть в галереи, хотела чтобы работы продавались.
Решила отснять серию с кубиками в интерьере. В результате нашла стилиста, она взяла мои работы для публикации в журнале ELLE Decoration.
Эта публикация помогла мне с продажей работ. Ко мне обратилась одна компания, они обновили офис и им нужны были современные живописные работы. Посмотрели мою презентацию, и приобрели пять работ вместо одной как планировали.
А совсем недавно я заключила договор о продвижении с галереей Rose Art Gallery.
В «Гараж», в «Гараж»!
Аня Эгида: Вот сравни ради интереса, сколько времени у тебя раньше занимало самопродвижение, и сколько сейчас! Для современного художника это роскошь — сесть и спокойно порисовать ;)
Ира Куб: Я не понимала этого. Что работа художника — это не только рисование. Это и самопрезентация, и умение подать себя.
Ира Куб: И шанс проявиться в этом поле мне выпал! Я написала куратору Ильмире Болотян, которая устраивала встречу художников с куратором «Гаража» Валентиным Дьяконовым, и меня пригласили на этот разбор работ.
Как рассказать о себе, чтобы все окончательно не уснули на подобном мероприятия? Я напечатала четыре футболки разного размера с принтами, каждый из которых символизировал один из этапов моего творческого пути — «Певец серого», «Эксперименты», «Художник-коллекционер», «Метапозиция».
Пятая футболка осталась белой как символ будущего, чистого листа.
Надела все их одну на другую и вперед!
Куратор «Гаража» сказал: «Ну и что вы хотите от меня услышать?!»
Я ответила: «Ничего. Мне просто нужно было выйти и сказать — «Я есть!».
Я просто поняла, что если не сделаю нечто подобное — не заявлю миру «Я — художник!», то не сделаю это уже никогда!
Не свысока, а с высоты
Ира Куб: Единственный путь для любого художника — не бояться и продолжать искать или открывать себя все больше.
Сейчас разрабатываю новую концепцию и серию работ — «Метапозиция».
Вкратце, это взгляд современного художника, который не обнажает язвы общества, а сумел подняться над всем и увидеть картину в целом.
Отчасти это и про моё состояние сейчас.
Ира Куб: Я оглядываюсь на то, что уже успела сделать. На то, какие перемены произошли в моём творчестве и в жизни после встречи с Аней, а я связываю эти перемены именно с ее курсами.
Никогда не поздно менять себя и изменять жизнь. Наверное, это я и хочу это показать всем на своем примере. Звучит высокопарно, но это правда.
авторизуйтесь
(«гаражисты» сейчас сами с трудом балансируют - с финансами совсем у них плохо. Развод хозяйки Даши Жуковой, сами понимаете)
Человек в 50 лет взял и все поменял в жизни, уж точно не для игры и мин.
А Даша, прекрасный человек и развод ничего не поменял в этом чистом человеке
А Вам поменьше судить и язвить, вы уж не обижайтесь
Очень понравилась работа "Осенний день!" , остальные работы не готов оценить т.к. больше люблю реализм. Удачи Вам на Вашем пути!
Дорогие мои, благодарю всех и каждого за добрые слова и пожелания. Я рада вдохновлять и мотивировать насколько хватает сил.
Приглашаю в свой
👔 Инстаграм @irakub_artist👔
- там я делюсь новостями, открытиями и откровениями!
Добро пожаловать!!!
👔 Инстаграм @irakub_artist👔
Спасибо огромное! Так важно было именно сейчас получить именно эту информацию - вдохновляющую и заряжающую энергией творчества! Ирина! Восхищаюсь! Новых творческих успехов!
Анна! Благодарю за все Ваши эфиры! Всех благ!
интересную вдохновляющую статью, новых творческих находок вам и претворение их в работах!
Читать дальшеУроки в школе Вероники Калачёвой можно покупать онлайн! Я в восторге от подачи материала всеми преподавателями, с кот.проходила курсы! Начала в 59лет и утонула в рисовании! Пробуйте и у Вас получится))) В интернете много бесплатных уроков по разным техникам и если не хватает средств, можно начать с них, а поняв, что это Ваше, подкопить денег на курс и двигаться дальше... Успехов Вам, Тамара!))
Читать дальшеТамара, главное не сдаваться! В наше время столько всего доступно в Интернете, можно искать и находить своих людей независимо от расстояния и бюджета. Самые мои важные открытия начались как раз в сети. Причем дорогое и ценное часто абсолютно разные вещи. В том и чудо социальных сетей, что можно обратиться к самым крутым профессионалам, и часто из этого получаются крутые вещи!