
Глядя на работы художницы Марии Стежко, невозможно скрыть восторг. Легкие, воздушные, с приятным колоритом — такие акварели мы очень любим.

– Мария, расскажите немного о себе. Когда вы начали рисовать, где учились?
– Рисовать начала, как наверно и все, в раннем детстве. Художников в семье не было, но мама рисовала для меня принцесс, балерин и фигуристок, которые мне, трехлетней, казались фантастически красивыми. Это и послужило первым источником вдохновения.
Сколько себя помню, я постоянно что-нибудь рисовала, на любом клочке бумаги, который попадался под руку. В магазинах всегда первым делом бежала не в отдел игрушек, а в канцелярский: к альбомам, фломастерам и краскам. Было решено, что по мне плачет художественная школа, и я туда поступила в возрасте десяти лет. Уже тогда акварель стала самым любимым материалом.

Несмотря на то, что образование у меня техническое, на определенном этапе жизни творческая составляющая все-таки одержала верх. И тогда началась самостоятельная работа над техникой акварельной живописи, продолжающаяся и по сей день.

– Какая из ваших работ самая любимая, какая вызывает чувство гордости?
– Выделить одну работу, пожалуй, не смогу. Иногда любимой на какое-то время становится самая новая.
Вот, например, сейчас это Совенок, которого пока никто, кроме самого близкого окружения, не видел. Так что читатели "Kalachevaschool" станут первыми. А насчет гордости – думаю нет, не испытываю такого.

– Что больше всего влияет на ваше творчество?
– Тут все очень просто: любовь к природе, к братьям нашим меньшим, к хорошим людям и, конечно же, к акварели.

– Расскажите о ваших любимых художественных материалах. Есть ли у вас предпочтение в фирмах, выпускающих продукцию для художников?
– Скорее не в фирмах, а в конкретных товарах. Любимая бумага - Arches cold press. На втором месте сейчас Sennelier grain torchon. Пробовала этой же фирмы фактуру cold press, но она мне совершенно не подошла.
Так что бумагу подбираю методом проб и ошибок. Краски в основном Winsor&Newton, но вот например церулеум - производства Daniel Smith, потому что хоть название одинаковое, а пигменты разные. Кисточек у меня довольно разношерстная компания: тут и W&N, и Da Vinci, и Silver Black Velvet, и Roubloff.

– Ваши недавние открытия среди товаров для художников, что понравилось или приятно удивило?
– Серия красок PrimaTek фирмы Daniel Smith. Они сделаны из минералов с будоражащими воображение названиями, такими как азурит, амазонит или тигровый глаз. Краски примечательны тем, что кроме интересных оттенков, имеют выраженный эффект грануляции. Это хорошо видно на моей акварели с кексами (хотя обычно я использую эти краски в гораздо меньшем количестве).

– На каких материалах вы никогда не станете экономить?
– По возможности, ни на каких не стану. Художественные материалы люблю до дрожи, и обладание качественными красками, кистями и бумагой наполняет меня радостью. Как и уверенность в том, что благодаря архивному качеству бумаги и пигментов, работа сохранит первоначальный вид на долгие годы.

– Поделитесь, из каких цветов состоит ваша акварельная палитра? Есть ли такие цвета, которые вы принципиально избегаете?
– Самые необходимые и часто используемые: охра желтая, золотой хинакридон, сиена натуральная, сиена жженая, умбра натуральная, французский ультрамарин, кобальт синий, церулеум, изумрудно-зеленая, золотисто-зеленая, венецианская красная, светло-красная, краплак, карминовая. Периодически добавляю новые цвета в палитру, из исследовательских побуждений. Многие из них не приживаются, но бывают и интересные находки, например ярко-розовый opera rose или PrimaTek, о которых я уже рассказала. Избегать стараюсь только красок со слабой светостойкостью.

– Используете ли какие-нибудь вспомогательные материалы для акварели, например, медиумы?
– Маскирующую жидкость использую, но крайне редко. Вот, пожалуй, и все. Хорошо, что напомнили, давно собираюсь попробовать медиум для замедления высыхания акварели.

– Чтобы мы посоветовали тем, кто только начинает рисовать акварелью?
– Первое, что приходит в голову – учиться, глядя на произведения мастеров. Тщательно анализировать и сравнивать приемы их работы. Это натренирует глаз, поможет проникнуться волшебством акварели и узнать о ее возможностях. Вы поймете, чего хотите добиться, и со временем сформируете свой собственный стиль. Самое главное – не опускать руки, если пока у вас не получается рисовать так, как хочется.

– Как организовано ваше рабочее пространство?
– С некоторых пор – в духе минимализма. Обожаю рассматривать чужие студии с множеством вещиц, красиво рассортированных по полочкам, или разбросанных в творческом беспорядке, но для себя выбираю просторный, ничем не загроможденный стол и ничего лишнего вокруг. Да, и самое важное: много дневного света.

– В какой атмосфере вы предпочитаете творить?
– Лучше всего мне это удается в тишине и уединении.

– Соблюдаете ли вы распорядок дня?
– Обязательно! Утро – самое любимое и плодотворное время суток, поэтому просыпаюсь около семи и сразу за работу, еще до завтрака.

– Какие у вас полезные привычки?
– Если это можно назвать привычкой, каждый раз после рисования промываю огромную, тяжелую керамическую палитру и навожу порядок на столе. Таким образом, когда в следующий раз нагрянет вдохновение, у меня уже все готово, и можно без промедления начинать творить.

–Где живет вдохновение?
– Оно не сидит на месте, и его можно встретить где угодно: в чемоданчике для хранения художественных принадлежностей, на скамейке у моря, на страницах интересной книги.

– Выбираетесь ли вы на пленэры, зарисовки с натуры?
– Редко, но выбираюсь. Рисование с натуры, на свежем воздухе - это такое удовольствие! Главное - надежно укрыться от любопытных:)

– Какие материалы вы всегда носите с собой?
– Если честно, обычно ничего не ношу. Трудно бывает в потоке людей и событий остановиться и сделать зарисовку. С собой у меня только телефон, и если вижу что-то очень интересное, то просто фотографирую и запоминаю ощущения от увиденного. А потом, в спокойной обстановке, на основе снимка рождается акварель.

– Есть ли у вас рецепт борьбы с творческим застоем?
– Да, у меня имеется отличный рецептик: попробовать что-то новое – бумагу, технику или сочетание красок. Это всегда срабатывает и открывает дополнительные возможности.

– Назовите художников и иллюстраторов, которые являются вашими фаворитами.
– Их очень много! Но я бы выделила Джона Ярдли (John Yardley), Лю И (Liu Yi) и Александра Шумцова.

– Какие книги и художественные альбомы служат вам источниками вдохновения и помощниками в работе?
– У меня не так много подобных книг, львиную долю визуальной информации получаю из Интернета. Уже много лет коллекционирую понравившиеся акварели в отдельную папку и время от времени просматриваю. Это очень хорошо помогает подзарядить творческие батарейки. А из любимого на книжной полке – альбом портретов кисти знаменитой акварелистки Мэри Уайт.

– Какое из последних культурных мероприятий произвело на вас сильное впечатление?
– Недавно мне посчастливилось посетить экспозицию скульптур Родена, отлитых в бронзе. Никогда раньше не увлекалась данным видом искусства, но в этот раз впечатление было очень сильным. Особенно от вида темных, величественных фигур на фоне белых стен просторного и прохладного зала. А рядом с "Мыслителем" даже захотелось постоять подольше.

– Поделитесь своими творческими планами.
– Сейчас у меня в голове целый рой новых идей и замыслов, и я не знаю, в каком порядке удастся их осуществить. Поэтому с удовольствием буду делиться готовыми результатами.

– И в завершении, пожелания для наших читателей.
– Дорогие читатели, желаю, чтобы ваши самые смелые проекты и цели воплощались в жизнь с легкостью!
Больше работ Марии можно посмотреть в ее блоге.
авторизуйтесь